Задача 1:
Может ли в месяце быть 3; 4; 5; 6 воскресений?
Задача 2:
Может ли в году быть 51; 52; 53; 54 воскресенья?
Задача 3:
Может ли сумма цифр трёхзначного числа быть равной 22?
А равной 28?
Задача 4:
Может ли произведение цифр трёхзначного числа быть равно
22? 28? 350? 730?
Задача 5:
Позавчера Васе было 11 лет, а в следующем году исполнится
14. Может ли такое быть?
Задача 6:
Двое близнецов родились с интервалом в 10 минут.
Когда спустя 7 лет они готовились идти в первый класс,
их спросили, сколько им лет. «Мне вчера исполнилось семь», –
гордо ответил один. «А мне семь исполнится только завтра», –
признался второй. Как такое могло быть?
Решение:
Они родились в ночь с 28 февраля на 1 марта невисокосного
года, а в школу поступали в високосном году. Вопрос был задан
29 февраля.
Задача 7:
Можно ли в прямоугольную таблицу поставить числа так, чтобы
в каждом столбце сумма была положительна, а в каждой строке –
отрицательна?
Задача 8:
Можно ли в таблицу 4 × 4 поставить числа – 1, 0
и 1 так, чтобы все 8 сумм чисел в строках и столбцах были
различными?
Задача 9:
Можно ли в прямоугольной таблице расставить натуральные числа так,
чтобы в каждом столбце сумма чисел была больше 100, а в
каждой строке – меньше 5 ?
Задача 10:
Может ли и сумма, и произведение нескольких натуральных чисел быть
равными а) 999? б) 1999?
Решение:
а) Да. Например, это числа 111, 9 и много-много единиц.
б) Нет. 1999 – простое число, так что среди множителей
непременно присутствует само это число, а тогда сумма
больше 1999.
Задача 11:
Площадь прямоугольника меньше 1 кв.м. Может ли его периметр быть
больше 1 км?
Решение:
Да, пусть стороны равны 500 м и 1/1\,000 м.
Задача 12:
На балу было юношей и девушек поровну, было 10 танцев и каждый раз
танцевали все.
а) Могло ли получиться, что каждый юноша каждый следующий
танец танцевал либо с более красивой, либо с более умной девушкой?
Решение:
Пусть на балу 3 юноши и 3 девушки А, Б и В, причём красота
возрастает в порядке АБВ, а ум – в порядке БВА. Юноши чередуют девушек
по кругу в порядке АБВ.
Задача 13:
Сумма положительных чисел больше 10. Может ли сумма их квадратов
быть меньше 1?
Решение:
Да. Возьмем 1001 число, все равны 1/100, тогда их сумма равна
10.01, а сумма квадратов – 1\,001/10\,000.
Задача 14:
На занятии Вася, Леня и Стас решили все задачи. Может ли оказаться,
что Стас большинство задач решил раньше Лени, Леня – большинство
раньше Васи, а Вася – большинство раньше Стаса?
Решение:
Например, задач всего три, первую задачу решил сперва
Стас, потом Леня, потом Вася; вторую – Леня, Вася, Стас; третью –
Вася, Стас, Леня.
Задача 15:
Фирма проработала год, подсчитывая свою прибыль каждый месяц.
Каждые два подряд идущих месяца суммарная прибыль была отрицательной.
а) Может ли суммарная прибыль за весь год быть положительной?
б) А за первые 11 месяцев?
Решение:
а) Нет. Разбиваем 12 месяцев на пары, складываем и видим, что
суммарная прибыль тоже должна быть отрицательной. б) Да: представим,
что каждый нечётный месяц фирма работала с прибылью + 100, а в каждом
чётном месяце прибыль равнялась – 101.
Задача 16:
В однокруговом футбольном турнире за победу давали 2 очка, за ничью
1 очко, за поражение 0 очков. «Спартак» одержал больше всех побед. Мог
ли он набрать меньше всех очков?
Решение:
Да. Пусть Спартак одержал победу лишь однажды, а остальные матчи
проиграл. Все матчи, в которых Спартак не участвовал, завершились вничью.
Если в турнире участвовало не меньше пяти команд, то у Спартака меньше всех
очков.
Задача 17:
Можно ли на шахматной доске расставить а) 9 ладей; б) 14 слонов
так, чтобы они не били друг друга?
Решение:
Нельзя в обоих пунктах.
Задача 18:
Какое наибольшее число ладей (слонов, королей, ферзей, коней) можно
расставить на доске так, чтобы они не били друг друга?
Решение:
8 (12, 32, 8, 32)
Задача 19:
У шахматной доски выпилены а) угловая клетка; б) две
противоположные угловые клетки; в) две клетки разного цвета. Можно ли
такую испорченную доску распилить на двуклеточные прямоугольники?
Решение:
в)
Обойдем шахматную доску ладьей по циклу. Выброшенные клетки разного цвета
разобьют цикл на два куска чётной длины, и каждый кусок режется на пары
соседних клеток.
Задача 20:
Из 4 одинаковых с виду монет одна фальшивая (легче настоящей).
Можно ли наверняка найти ее за одно взвешивание на чашечных весах без
гирь?
Решение:
Нельзя, поскольку при невезении после
взвешивания останутся 2 подозрительные монеты.
Задача 21:
На сковороде могут одновременно жариться 2 котлеты. Каждую надо
обжарить с обеих сторон, причём для обжаривания одной стороны
требуются 2 минуты. Можно ли поджарить 3 котлеты быстрее, чем за 7
минут?
Решение:
Да. Через две минуты одну котлету переворачиваем,
а вторую снимаем и вместо нее кладем третью. Через четыре
минуты снимаем первую котлету, вместо нее кладем дожариваться
вторую (на вторую сторону), а третью котлету переворачиваем.
Через шесть минут котлеты готовы.
Задача 22:
В магазин привезли платья трёх цветов и трёх фасонов. Всегда ли
можно выбрать для витрины 3 платья, чтобы были представлены все цвета
и все фасоны?
Решение:
Не всегда. Например, если есть три красных платья трёх
фасонов, и еще синее и зеленое платье первого фасона, то выбрать
требуемым образом нельзя.