|
Задачная база >> Разное >> Материалы Кировской ЛМШ, 2000 г, 6 класс >> Конструкции-2. Постепенное конструирование | Убрать решения |
|
Разное. Материалы Кировской ЛМШ, 2000 г, 6 класс. Конструкции-2. Постепенное конструирование |
|
Есть и другие способы решения. Например, можно заметить, что маляр может сделать такую операцию: перекрасить одновременно две клетки – ту на которой он стоит, и любую другую по своему выбору (для этого ему достаточно сходить в приглянувшуюся ему клетку и вернуться обратно по тому же маршруту). Для того, чтобы покрасить доску в шахматном порядке, ему достаточно применить эту операцию 32 раза.
Задача 9: При каких натуральных n можно разрезать квадрат на n меньших квадратов (не обязательно одинаковых)? Решение: Легко привести примеры для n = 1, 4, и всех, начиная с 6. Остается 2, 3 и 5. Невозможность разрезания на 2 и 3 очевидна. Для n = 5 устраиваем перебор: 4 квадрата должны располагаться в углах, пятый обязан примыкать к какой-то стороне, дальше – просто. Задача 10: Расставьте различные натуральные числа в таблицу 2 × 3 (2 строки, 3 столбца) так, чтобы произведения в столбцах были равны, и суммы в строках тоже были равны (но суммы могут отличаться от произведений). Решение: Сначала расставляем любые числа так, чтобы произведения в столбцах были равны. Затем, если умножить все числа в одной строке на любое натуральное число, то произведения останутся равными. Задача 11: а) Может ли свеча внутри пустой многоугольной комнаты не освещать полностью ни одну из стен? б) Существует ли многоугольник и точка вне него, из которой ни одной стороны не видно полностью? Задача 12: У входа в пещеру с сокровищами стоит бочка с 4 дырками по кругу в крышке. В каждой дырке можно нащупать селедку хвостом вверх или вниз. Али-Баба может просунуть руки в любые две дырки, определить положение селедок под ними и, если хочет, перевернуть одну или обе по своему усмотрению. Когда хвосты всех четырёх селедок окажутся направленными в одну сторону, дверь в пещеру откроется. Однако, после того, как Али-Баба вытаскивает руки, бочка некоторое время с дикой скоростью крутится, так что Али-Баба не может определить, куда именно он совал руки раньше. Как Али-Бабе открыть дверь не более чем за 10 засовываний? Решение:Шаг 1. Засовываем руки в 2 соседних дырки и делаем так, чтобы там обе селедки находились хвостами вверх.
Шаг 2. Засовываем руки в 2 дырки по диагонали и делаем так, чтобы там обе селедки находились хвостами вверх. Если дверь еще не открылась, то получаем такую ситуацию: три селедки хвостами вверх, одна – хвостом вниз (с точностью до поворота).
Шаг 3. Засовываем руки по диагонали. Если одна из селедок хвостом вверх, а другая – вниз, то переворачиваем вверх ту, которая была вниз, и дверь открывается. Если обе – вверх, то переворачиваем одну из них хвостом вниз и получаем такую ситуацию: две рядом идующие селедки смотрят хвостом вниз, а две остальных – хвостом вверх.
Шаг 4. Засовываем руки в соседние дырки. Если там селедки имеют одинаковое направление хвостов, то переворачиваем обе и дверь открывается. Иначе – тоже переворачиваем обе и получаем следующую ситуацию: две диагональные селедки смотрят хвостами вниз, остальные две – хвостами вверх.
Шаг 5. Засовываем руки по диагонали и переворачиваем обе селедки. В итоге все четыре селедки оказываются направленными в одну сторону, и дверь открывается.
Задача 13: Решите более сложную задачу о сокровищах: в бочке по кругу находится 8 дырок, а за один ход разрешается «тестировать» и при необходимости переворачивать любые четыре из них. Задача 14: Докажите, что существуют 1000 подряд идущих составных чисел. Задача 15: Найдите шесть последовательных натуральных чисел, первое из которых делится на 2, второе – на 3, третье – на 4, четвертое – на 5, пятое – на 6, шестое – на 7. Обязательно ли число, следующее за шестым, будет делиться на 8? Задача 16: Найдите шесть последовательных натуральных чисел, первое из которых делится на 2, второе – на 3, третье – на 5, четвертое – на 7, пятое – на 11, шестое – на 13.
Задачная база >> Разное >> Материалы Кировской ЛМШ, 2000 г, 6 класс >> Конструкции-2. Постепенное конструирование | Убрать решения |