Задача 1:
Можно ли расставить на клетчатой доске 16 × 16 полный комплект для
игры в «морской бой» (1 кораблик 1 × 4, 2 кораблика 1 × 3,
3 кораблика 1 × 2 и 4 кораблика 1 × 1) так, чтобы в каждой
вертикали и в каждой горизонтали хотя бы одна клетка была занята?
Решение:
Нет: они занимают в сумме не более 30 линий (строк и столбцов).
Задача 2:
Дети, построенные парами, выходят из лесу, где они собирали грибы. В
каждой паре идут мальчик и девочка, причем у мальчика грибов либо вдвое
больше, либо впятеро меньше, чем у девочки. Могло ли так случиться, что у всех
вместе 1000 грибов?
Решение:
Количество орехов в паре делится на 3
Задача 3:
Квадрат разрезан на равные прямоугольные треугольники с катетами 3 и 4
и квадраты со стороной 2. Докажите, что число треугольников чётно.
Задача 4:
Существует ли такой набор из 10 натуральных чисел,
что каждое не делится ни на одно из остальных,
а квадрат каждого делится на каждое из остальных?
Задача 5:
На сторонах AB и AC треугольника ABC выбраны
точки C
1 и B
1
так, что ∠ ABB
1 = 5
, ∠ ACC
1 = 10
.
Найдите углы треугольника AB
1C
1,
если ∠ ABC = 60
, ∠ ACB = 70
.
Задача 6:
Через клетчатый квадрат 1000 × 1000 проведены по линиям сетки
несколько прямых. Образовавшиеся при этом прямоугольные части раскрашены
в шахматном порядке в чёрный и белый цвета. Докажите, что количество чёрных
клеточек чётно.
Решение:
В любом квадрате 2 × 2 либо все клетки одного цвета,
либо чёрных и белых клеток поровну, а значит, чёрных клеток –
чётное число.
Задача 7:
В Зильбермании 2001 житель. Пятеро из них – математики, но мало кому
известно, кто именно. Заезжий писатель м-р Вонабур попросил каждого
жителя назвать четверых человек, которые, по его мнению, являются математиками.
Каждый математик назвал четверых других математиков,
а остальные могли назвать кого угодно. Докажите, что, пользуясь этими
данными, м-р Вонабур может выбрать себе проводника, не являющегося математиком.
Решение:
Рассмотрим все пятерки жителей, в которых каждый указывает на других.
Хотя бы один человек не входит ни в одну из таких пятёрок.
Следовательно, он не математик.
Задача 8:
На трёх полках стоит в беспорядке многотомная энциклопедия
«Всё о насекомых». Самым левым на верхней полке стоит том «Комары».
Каждое утро библиотекарь меняет местами два тома с соседними номерами,
стоящие на разных полках. В один прекрасный день все тома вернулись
на свои полки. Докажите, что «Комары» по-прежнему стоят слева на
верхней полке.
Задача 9:
На доске написано число 35. Веня и Вова играют в такую
игру: за один ход разрешается увеличить написанное на доске число
на любой из его делителей, отличный от самого числа (при этом предыдущее
число с доски стирается).
Выигрывает тот, кто первым получит число, большее 35! – 1. Первым
ходит Вова. Докажите, что у Вени есть выигрышная стратегия.
Решение:
Вова может записать вместо 35 либо 36 = 35 + 1, либо 40 = 35 + 5, либо 42 = 35 + 7.
В ответ Веня применяет передачу хода: если «ход»
из числа p – 1 в число p + 1 (p = 37, 41 или 43) ведет к выигрышу,
то он делает этот ход; в противном случае Веня делает ход в число
p и заставляет Вову самого сделать ход в p + 1 (т.к. p –
простое число).